Как определить необходимое количество лифтов в здании
В современном многоэтажном здании сложно обойтись для лифтов. Они не только сокращают время перемещения между этажами, но и способствуют сохранению здоровья пассажиров, не подвергая их ежедневным излишним нагрузкам на сердце при подъеме наверх по лестнице. При проектировании зданий застройщик должен правильно рассчитать оптимальное количество лифтов, чтоб обеспечить комфортное время ожидания лифта и максимально эффективно обслуживать пассажиропоток в пиковые значения. Для некоторых зданий – типовые жилые дома – существует заранее рассчитанное и регламентируемое соответствующими документами количество лифтов на подъезд. Для других – уникальные архитектурные решения – производить расчет приходиться самостоятельно, но не забывая о минимальных требованиях ГОСТов и СНиПов, описывающих различные типы зданий по назначению и регламентирующие минимальные требования по комфорту и безопасности людей, находящихся в них.
Основные принципы расчета
Для расчета оптимального количества лифтов на здание необходимо учесть множество параметров, главными их которых можно выделить:
- Тип лифта;
- Грузоподъемность лифта;
- Вместимость кабины лифта;
- Скорость движения лифта;
- Время, необходимой на подъем с первого этажа на последний и обратно.
Для более точного расчета необходимо воспользоваться одним из методов расчета влияния переменных величин таких, как число вероятных промежуточных остановок по пути движения сверху вниз, интенсивность пассажиропотока и заселенность здания. Отдельные требования могут накладывать документы по противопожарной безопасности и эвакуационные нормативы законодательства. В случае проектирования больничного учреждения или поликлиники необходимо отдельно свериться с требованиями санитарно-медицинского характера.
Типы зданий и требования к лифтам
Согласно ГОСТу 34758-2021 «Лифты. Определение числа, параметров и размеров лифтов для зданий различного назначения» различают три основных типа зданий по назначению, для которых устанавливаются минимальные показатели времени ожидания лифта после нажатия кнопки вызова.
- Офисные здания. Нормативный интервал ожидания лифта от 30 до 40 секунд.
- Гостиница. Нормативный интервал ожидания лифта до 40 секунд.
- Жилые здания. Нормативный интервал ожидания лифта до 60 секунд.
Также нормативный документ устанавливает время, за которое лифт должен подняться с первого этажа на последний. Это время составляет до 30 до 60 секунд в зависимости от назначения здания. Исходя из этого параметра подбирается модель лифта для комфортного перемещения пассажиров и устанавливается скорость движения кабины по шахте.
Методы расчета
Для типовых многоквартирных зданий существует строгий регламент определения количества лифтов на подъезд, описанный СНиПе 31-01-2003 «Свод правил. Здания жилые многоквартирные».
Согласно Приложению В «Правила определения минимального числа лифтов в многоквартирном жилом доме» количество лифтом определяется по следующим параметрам (упрощенная таблица):
Этажность | Количество лифтов | Скорость, м/с | Наибольшая поэтажная площадь квартир, кв.м. |
До 9 | 1 | 1,0 | 600 |
10-12 | 2 | 1,0 | 600 |
13-17 | 2 | 1,0 | 450 |
18-19 | 2 | 1,6 | 450 |
20-25 | 3 | 1,6 | 350 |
20-25 | 4 | 1,6 | 450 |
Для нетиповых зданий (например, бизнес-центры, гостиницы или учебные заведения), которые могут строиться по уникальному архитектурному плану существует несколько методов расчета. Любой расчет должен согласовываться с требованиями профильных нормативных документов (например, СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения») и не противоречить им, если в них не указаны конкретные количества лифтов в зависимости от параметров и этажности здания.
«Грубый» расчет
Когда необходимо за секунду прикинуть количество лифтов и обосновать эту цифру хоть какой-то математической формулой застройщики прибегают к простому расчету:
- Оценочное количество людей в здании делят на 250;
- Количество этажей делят на 3;
- Выбирают наибольшее число из результата предыдущих двух математических операций.
Метод имеет большую погрешность, но крайне удобен, когда нужно прикинуть возможные затраты на лифты в смете строительства до начала предварительного расчета.
Теория вероятности
Самый примитивный научный метод, который позволяет оценить приблизительное количество лифтов, исходя из переменных параметров расчета: пассажиропотока, максимальной нагрузки в часы пик, время подъема-спуска с вероятным количеством промежуточных остановок. Этим методом удобнее всего пользоваться при необходимости формирования предварительной сметы строительства и грубой оценки сроков ввода здания в эксплуатацию.
Имитационное моделирование
Самый надежный на сегодняшний день метод, заключающийся в построении имитационной модели эксплуатирования лифта в дискретном измерении. Этот метод позволяет оценить пассажиропоток в разные часы дня, оценить насколько хорошо они справляются в момент пиковых нагрузок.