Система безопасности лифта
В 1857 году в Нью-Йорке был представлен первый лифт. Уже тогда был продуман и реализован первый элемент безопасности, не позволяющий пассажирам разбиться в случае обрыва тросов – специальные стопоры, не допускающие свободного падения кабины лифта. С тех пор, вопросам безопасности уделялось пристальное внимание, и современные лифты (даже старые советские образцы) являются одними из самых безопасных механизмов для перевозки людей в мире! Достижение таких высоких показателей невозможно без многоступенчатой системы безопасности, совершенствовавшейся на протяжении более полутора веков и регулярного технического обслуживания механизма по строгому регламенту аккредитованными специалистами.
Аварийные ситуации при эксплуатации лифта
Производители лифта уделяют большое внимание безопасности эксплуатации своего оборудования. Для снижения вероятности возникновения внештатных ситуаций, представляющих угрозу для здоровья или жизни пассажиров, каждый подъемный механизм по российскому законодательству проходит регулярную проверку соответствия минимальным требованиям по безопасности эксплуатации (регламентируется Техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011). Но даже это не способно свести к нулю вероятность возникновения аварийных ситуаций, среди которых наиболее распространены следующие внештатные события:
- Перегруз кабины;
- Обрыв каната;
- Начало движения кабины лифта при открытых дверях;
- Спуск или подъем лифта со скоростью выше установленной.
Виды элементов безопасности современного лифта
Система безопасности любого современного лифта состоит из 5 «китов», без которых невозможно допустить к эксплуатации ни один подъемный механизм (все остальное опционально):
- Дублированное канатной системы. Состоит из трех стальных тросов, каждый из которых может самостоятельно удержать полностью загруженную кабину лифту.
- Система запирания дверей. Открытие дверей возможно только на этаже, когда зазор между полом кабины и полом этажа не превышает 15 см. В случае внештатной ситуации (например, сработала сигнальная сигнализация) кабина начинает движение на первый этаж, открывает двери, выпуская пассажиров, и остается в открытом состоянии до устранения аварийных причин.
- Ограничитель скорости кабины лифта. Не допускается превышение показателя скорости более, чем на 15% от установленного норматива.
- Ловители кабины лифты. Если в модели 1857 года они срабатывали при обрыве троса, то в настоящее время они синхронизированы с ограничителями скорости и срабатывают автоматически при превышении допустимой скорости более, чем на 15%.
- Амортизаторы внизу шахты. В случае, когда происходит обрыв в районе 1-3 этажа, ловители и ограничители скорости могут не успеть сработать (лифт может не набрать скорости запуска систем безопасности). Для такого случая предусмотрены специальные буферы, которые плавно амортизируют сорвавшуюся кабины, поглотив всю накопившуюся кинетическую энергию. Пассажиры лифта при этом практически не заметят характерного резкого толчка при соприкосновении с низом шахты и даже не потеряют равновесия.
Пожарная опасность
Современные лифты работаю в связки с системой предупреждения пожарной опасности в здании. При срабатывании пожарной сигнализации здания лифт переходит в режим «пожарная опасность», закрывает двери и начинает движение на первый этаж (или этаж, предусмотренный в проекте здания для входа пожарной бригады). Оказавшись на нужном этаже лифт автоматически открывает двери и остается в таком положении пока не будет выведен из режима «Пожарная опасность». Пользоваться лифтом в этом случае не получится – он не будет реагировать на кнопки вызова на этажах и на панели в кабине лифта.
Бдительность пассажиров, как залог повышения безопасности
Очень важную роль в обеспечении безопасности лифтов играют обычные пассажиры, проявляющую бдительность и информирующие управляющую компанию или компанию, отвечающую за эксплуатацию подъемного механизма о своих подозрениях. Можно смело называть на кнопку «Вызов» на панели в кабине лифта, если вам показалась одна из следующих ситуаций:
- Кабина вибрирует при движении;
- В шахте лифта при движении присутствуют посторонние металлические звуки или признаки трущихся друг о друга несмазанных элементов;
- Остановка кабины лифта происходит не точно на уровне пола этажа (зазор составляет более 35 мм);
- Кабина движется рывками;
- Нарушена устойчивость кабины по вертикале.
В таких случаях, эксплуатация лифта недопустима, а обслуживающая организация должна незамедлительно начать процедуру оценки соответствия лифта по одной из регламентированной в ТР ТС 011/2011 форме и устранить все выявленные проблемы до возобновления эксплуатации подъемного оборудования.