Техническое обслуживание эскалаторов и траволаторов
Но, как и любая сложная техника, эскалаторы и траволаторы требуют регулярного технического обслуживания и капитального ремонта при выработки регламентированного в паспорте изделия срока. Эксплуатирование неисправного оборудования не только запрещено действующем в России законодательством, но и может привести к тяжелым последствиям, измеряемых жизнями пассажиров и утратой их имущества.
Если еще каких-то 50 лет назад эскалатор можно было встретить только на станциях метрополитена преимущественно глубокого залегания, то сегодня они имеются во всех торговых центрах и крупных административных зданиях. Они стали незаменимы в местах движения регулярного большого потока людей – порой даже небольшие перепады высот предпочтительнее сглаживать движущейся лестницей. А использование «движущихся тротуаров» - траволаторов – по достоинству оценили сотрудники и посетители аэропортов, вокзалов и торговых центров, где приходится пересекать значительные пространства с тяжелыми сумками, чемоданами и другими грузами. Куда проще встать на траволатор и без лишних физических усилий добраться до противоположной части помещения.
Но, как и любая сложная техника, эскалаторы и траволаторы требуют регулярного технического обслуживания и капитального ремонта при выработки регламентированного в паспорте изделия срока. Эксплуатирование неисправного оборудования не только запрещено действующем в России законодательством, но и может привести к тяжелым последствиям, измеряемых жизнями пассажиров и утратой их имущества.
Виды технического обслуживания эскалатора (траволатора)
Любой эскалатор (траволатор) может использоваться как в круглосуточном режиме, так и только в часы работы учреждения, в котором он установлен. В последнем случае при запуске эскалатора ответственный сотрудник должен провести процедуру ежедневного визуального осмотра оборудования, включающую:
- Исправность работы на протяжении минимум двух оборотов лестничного полотна;
- Исправность аварийного тормоза;
- Исправность выключателя «Стоп»;
- Наличие зазора между якорем и корпусом электромагнитного рабочего тормоза.
Полноценное техническое обслуживание может осуществляться только аккредитованным специалистом и в строгом соответствии перечню регламентных работ, срок и объем которых определяются заводом-изготовителем или действующем законодательством. Для обеспечения безопасности пассажиров и бесперебойности оборудования предусмотрено 4 типа технического обслуживания эскалаторов и траволаторов. Каждый тип проводится с определенной периодичностью и имеет более-менее стабильный список регламентных работ, который, впрочем, может несколько отличаться от модели оборудования и предписаний завода-изготовителя.
Тип ТО | ТО-1 | ТО-2 | ТО-3 | ТО-4 |
Периодичность | 1 раз в месяц | 1 раз в квартал | 1 раз в полгода | 1 раз в год |
Регламентные работы ТО-1
- Обслуживание главного привода;
- Проверка контроллера;
- Регулировка натяжения поручня, цепей поручня и их смазка;
- Проверка целостности настила пола верхней и нижней станции;
- Осмотр гребенок. Пластина заменяется при отсутствии двух гребенок рядом или при отсутствии трех и более зубцов.
- Осмотр устройств защиты гребенок;
- Осмотр ограничителя скорости;
- Осмотр пластиковых дефлекторов и кожухов на верхней и нижней входных площадках;
- Осмотр устья поручня верхней входной площадки;
- Проверка пульта управления и дисплея верхней входной площадки;
- Осмотр элементов обшивки эскалатора. При значительных повреждениях, при которых здоровью и имуществу пассажиров может быть нанесен урон, неисправности устраняются.
Проверка эскалатора проводится не только в статичном состоянии, но и в движении без пассажиров.
Регламентные работы ТО-2
- Регламентные работы ТО-1;
- Осмотр приводной цепи;
- Осмотр аварийного тормоза;
- Осмотр оборудования смазки;
- Регулировка натяжения каретки эскалатора;
- Чистка и смазка всех движущихся элементов, при этом особое внимание уделяется главному валу и приводу тяговой цепи;
- Проверка освещения бортовых панелей и ступеней;
- Осмотр и регулировка устройства натяжения приводного ремня;
- Проверка работоспособности устройства прерывателя;
- Осмотр устройства постоянного направления;
- Осмотр контакта обрыва цепи ступеней;
- Контроль работы пассажирских указателей.
Регламентные работы ТО-3
- Регламентные работы ТО-2;
- Осмотр контакта плиты входной и выходной площадки;
- Проверка работы блокировочного выключателя;
- Чистка скользящего башмака;
- Осмотр и регулировка системы привода поручней.
Регламентные работы ТО-4
- Регламентные работы ТО-3;
- Осмотр тяговой цепи лестничного полотна;
- Подготовка к техническому освидетельствованию, проводимому каждый год.
Капитальный ремонт эскалатора (траволатора)
Капитальный ремонт эскалатора или траволатора – это довольно затратное во времени мероприятие, которое необходимо проводить только в экстренных случаях, либо в сроки, установленные заводом-изготовителем и действующим законодательством.
Основанием для проведение капитального ремонта является достижение норм пробега лестничного полотна. В среднем этот показатель равен 90 000 км. Предельно допустимый показатель пробега не может превышать 150 000 км. Объем работ при проведении капитального ремонта определяется техническим состоянием его составных элементов и по результатам ТО, проводившихся до этого.
Капитальный ремонт эскалатора или траволатора усложняется еще тем фактом, что для его качественного проведения требуется разобрать практически весь механизм, смазать каждый элемент, заменить износившиеся детали. Не демонтируется обычно только металлический каркас.