Скорость движения кабины лифта
Скорость движения кабины лифта – одна из ключевых характеристик подъемного оборудования, напрямую влияющая на его стоимость и частоту обслуживания. Если не брать в расчет упоминания о подъемных машинах на ручной тяге в Древнем Египте и Римской империи, то известный нам лифт появился в XIX веке. Он работал на паровой тяге и развивал скорость не более 20 см/с. Современное подъемное оборудование гораздо быстрее и в среднем поднимает пассажиров и грузы со скоростью 1,5 м/с.
Как и любое техническое изделие, лифты соответствуют национальным нормативным документам. В России это ГОСТ 53780-2010 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке», ГОСТ 5746-2003 «Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры» и Постановление Госгортехнадзора РФ №31 «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов». Это далеко не единственные документы, регламентирующие правила функционирования и требования к безопасности пассажиров в лифтах и иных подъемных механизмах, но они определяют ключевые понятия, термины и принципы, в том числе и скорость движения.
Классификация лифтов по скорости
На основе регламентных документов выделяют, как правило, следующие типы лифтов:
- Тихоходные лифты. Скорость движения менее 1 м/с. Как правило, это грузовые и автомобильные лифты, рассчитанные на подъем объемных и тяжелых грузов и имущества людей.
- Быстроходные лифты. Скорость движения находится в диапазоне от 1 до 2 м/с. Могут быть как грузовые, так и пассажирскими. Самый распространённый тип лифтов в многоэтажных домах России.
- Скоростные лифты. Скорость движения находится в диапазоне от 2 до 4 м/с. Используются в высотных зданиях. В конструкции скоростных лифтов предусматриваются специализированные системы, обеспечивающие плавность хода.
- Высокоскоростные лифты. Скорость движения более 4 м/с. Используются в небоскребах и высотных зданиях. К подобным лифтам предъявляются особые требования к системе стабилизации и погашения вибрационных волн.
Виды скорости лифта
Российские регламентные документы вводят понятия номинальной и рабочей скоростей при работе лифта, но в профессиональной терминологии виды скоростей представлены гораздо шире и включают в себя:
- Номинальная скорость (п.3.46 ГОСТ 53780-2010). Скорость, указанная в техническом паспорте оборудования. В отличие от скорости эскалатора, ГОСТ только регламентирует РЕКОМЕНДУЕМЫЕ значения номинальных скоростей для разных типов лифтов: грузовых, гидавлических, на электроприводе и так далее. Но производители подъемного оборудования могут самостоятельно определять оптимальное значение скорости движения кабины лифта, исходя из требований по обеспечению безопасности пассажиров и необходимости получения конкурентных преимуществ на отечественном рынке.
- Рабочая скорость. Скорость, с которой допускается движения лифта. Она не может превышать значение номинальной скорости более, чем на 15%. Зависит от многих параметров: нагрузки на подъемный механизм, количества пассажиров, качества материалов, из которых сделаны направляющие кабины и так далее.
- Предельная скорость. Скорость, при которой срабатывает система экстренного торможения и активизироваться ловители кабины лифта. Согласно российским регламентам предельная скорость превышает номинальной на 15% и выше.
- Ревизионная скорость. Скорость, при которой допускается движение кабины лифта во время обслуживания и ремонта. Как правило, она составляет 0,4 м/с и редко может превышать это значение.
- Остановочная скорость. Скорость, при которой запускается механизм остановки (не торможения!) лифта на нужном этаже и открытия дверей кабины.
ГОСТ 5746-2003 «Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры», распространяющий свое действие на все страны СНГ, Грузию и Молдавию, дает четкие значения по рекомендуемой скорости движения лифта для зданий высотой до 25 этажей.
Номинальная скорость м/с | Жилое здание (этажность) | Общественное или промышленное здание (этажность) |
0,4; 0,63; 1,0* | 9 | 5 |
1,0 | 16 | 10 |
1,6 | 25 | 16 |
2,0; 2,5 | - | 25 |
*для электрических и гидравлических лифтов
В случае, если соблюсти рекомендации нормативного документа невозможно, допускается использование лифтов с другими параметрами, но в четком соответствии с национальным законодательством.
Также важно понимать, что значение номинальной скорости для пассажирских и грузовых лифтов существенно различается. Это связано, в первую очередь, с габаритами кабин и максимальным весом грузов, которые может первозить подъемный механизм. Очевидно, что грузовой лифт движется значительно медленней пассажирского. Например, для 25-этажного здания пассажирских лифт может развивать максимальную скорость до 3,5 м/с, а грузовой - до 2,5 м/с.
Самый быстрый лифт в мире и в России
Самый высокоскоростной лифт в мире – это достижение инженерной мысли, занесенное в Книгу рекордов Гиннесса. На начало 2025 года самый быстрый лифт находится в Шанхайской башне (Шанхай, КНР) и развивает скорость до 20,5 м/с (или 73,8 км/ч). Он был спроектирован японской компанией Mitsubishi, которая внесла в конструкцию подъемного механизма значительные изменения, позволившие улучшить тяговые характеристики, обеспечить максимальную бесшумность при движении по шахте и значительно улучшить систему вентиляции для комфорта пассажиров.
До лифта в Шанхае предыдущий рекорд скорости - до 20 м/с (или 72 км/ч) – принадлежал подъемнику, разработанному японской компанией Hitachi и установленному в башне финансового центра Guangzhou CTF Financial Center (Гуанджоу, КНР).
В России высокоскоростные лифты гораздо «скромнее». Во-первых, в нашей стране не так много высотных зданий, которые можно назвать полноценными небоскребами. Во-вторых, российские специалисты не ставили никогда задачи побить мировой рекорд скорости, концентрируясь на установке проверенных временем и надежных подъемных механизмов от европейских производителей. Пятерка высокоскоростных лифтов России выглядит следующим образом:
Здание | Скорость лифта (м/с) |
Башня «Федерация» (Москва) | 8 |
Лахта-центр (Санкт-Петербург) | 8 |
Башня «Меркурий» (Москва) | 7 |
Телебашня «Останкино» (Москва) | 7 |
Главное здание МГУ (Москва) | 3,5 |
Скорость движения кабины лифта и частота обслуживания и ремонта
Скорость движения лифта напрямую влияет на его стоимость и частоту проведения работ по техническому обслуживанию подъемного механизма. Для обеспечения безопасности пассажиров необходимо проводить все регламентные работы, вовремя менять «расходники», а также выявлять неисправные элементы и заменять их на новые оригинальные комплектующие. Компания «Зиплифт» является ведущим поставщиком запчастей для лифтов в России и ведет свою непрерывную деятельность в этой сфере уже более 14 лет! На нашем складе в Москве всегда есть все необходимые запчасти для самых распространенных брендов лифтов. Осуществляем доставку в любой регион РФ. На всю реализуемую нами продукцию предоставляется гарантия до 2 лет!