Статьи
В современном многоэтажном здании сложно обойтись для лифтов. Они не только сокращают время перемещения между этажами, но и способствуют сохранению здоровья пассажиров, не подвергая их ежедневным излишним нагрузкам на сердце при подъеме наверх по лестнице. При проектировании зданий застройщик должен правильно рассчитать оптимальное количество лифтов, чтоб обеспечить комфортное время ожидания лифта и максимально эффективно обслуживать пассажиропоток в пиковые значения. Для некоторых зданий – типовые жилые дома – существует заранее рассчитанное и регламентируемое соответствующими документами количество лифтов на подъезд. Для других – уникальные архитектурные решения – производить расчет приходиться самостоятельно, но не забывая о минимальных требованиях ГОСТов и СНиПов, описывающих различные типы зданий по назначению и регламентирующие минимальные требования по комфорту и безопасности людей, находящихся в них.
Большая часть эскалаторов предназначена для перевозки пассажиров, поэтому к ним предъявляются повышенные требования по безопасности, регламентирующие не только конструкторские особенности подъемного механизма, но и параметры эксплуатации оборудования. Одним из таких параметров является скорость эскалатора, которая определяется с учетом размеров площадки входа/выхода пассажиров, максимальной пропускной способностью и экономичностью работы постоянно движущейся лестницы. Предельные показатели скорости эскалатора регламентируются национальным российским законодательством и межгосударственными стандартами, которые действуют на территории нашей страны:
Современный торговый центр (ТЦ) – это огромное по площади здание, в котором размещаются большое количество магазинов, ресторанов и развлекательных учреждений. В выходные дни и в вечерние часы в ТЦ по статистике наблюдается самый интенсивный поток людей, величина которого зависит от удачного географического расположения здания и его популярности в городе. Для грамотного управления потоками и обеспечения комфортного передвижения между этажами торгового центра используются эскалаторы и лифты.
Траволатор – это движущаяся под уклоном или параллельно полу дорожка, предназначенная для комфортной транспортировки грузов и пассажиров. В отличие от эскалатора, он не имеет ступеней, что значительно увеличивает его возможности по перемещению крупных длинномерных грузов и тележек супермаркета. Траволаторы незаменимы на вокзалах, в аэропортах, торговых и офисных центрах.
В 1857 году в Нью-Йорке был представлен первый лифт. Уже тогда был продуман и реализован первый элемент безопасности, не позволяющий пассажирам разбиться в случае обрыва тросов – специальные стопоры, не допускающие свободного падения кабины лифта. С тех пор, вопросам безопасности уделялось пристальное внимание, и современные лифты (даже старые советские образцы) являются одними из самых безопасных механизмов для перевозки людей в мире! Достижение таких высоких показателей невозможно без многоступенчатой системы безопасности, совершенствовавшейся на протяжении более полутора веков и регулярного технического обслуживания механизма по строгому регламенту аккредитованными специалистами.
Но, как и любая сложная техника, эскалаторы и траволаторы требуют регулярного технического обслуживания и капитального ремонта при выработки регламентированного в паспорте изделия срока. Эксплуатирование неисправного оборудования не только запрещено действующем в России законодательством, но и может привести к тяжелым последствиям, измеряемых жизнями пассажиров и утратой их имущества.
Согласно Техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011) срок эксплуатации лифта составляет 25 лет с момента монтажа и регистрации декларации соответствия. По истечению этого срока время службы лифта может быть продлено после проведения обследования и модернизации (при необходимости) подъемного оборудования.
Общая цель модернизации лифта – восстановление эксплуатационных параметров лифта до минимального требования ТР ТС 011/2011. Одновременно с этим может быть произведено обновление интерьера кабины, а также усовершенствования отдельных узлов подъемного механизма (например, внедрение новых технологических решений).
Эскалатор – это подъемно-транспортное оборудование, выполненное в виде непрерывной движущейся лестницы и предназначенное для перемещения большого количества людей и грузов между уровнями (этажами). Угол наклона движущегося полотна составляет обычно 30o, что продиктовано техникой безопасности – необходимо обеспечить не только комфорт и устойчивость пассажиров, но и позволить им свободно перемещаться по лестнице самостоятельно.
На территории Российской Федерации правила и условия эксплуатации лифтов регламентируются Техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011). В нормативном акте установлены минимальные обязательные требования по безопасности эксплуатации лифта, от выполнения которых напрямую зависит здоровье и жизни пассажиров. Проверку соблюдения требований – оценку соответствия – могут проводить только аккредитованные надлежащим образом организации, испытательные лаборатории или центры.
Эскалатор – это подъемно-транспортное оборудование, широко используемое на станциях метрополитена, в торговых и развлекательных центрах, а также в некоторых бизнес центрах и даже медицинских учреждениях. Выполненный в виде движущейся лестницы, расположенной под углом к поверхности пола, эскалатор позволяет значительно увеличить скорость движения потока людей. А возможность его использования в режиме 24/7 даже в случае внештатной ситуации или поломки (при остановке полотна эскалатор превращается в обычную лестницу) дает ему дополнительные преимущества перед другими подъемными механизма, прочно вошедшими в нашу жизнь – например, лифты.
Лифт – это необходимый элемент инфраструктуры многоэтажного жилого дома, бизнес-центра, медицинского учреждения с несколькими этажами и любого другого высотного здания в городе. На протяжении всего срока службы он должен исправно функционировать в режиме 24/7 и быть не только надежным (редко ломаться), но и безопасным способом передвижения людей между этажами. Согласно 36 статье Жилищного кодекса все затраты по обслуживанию и ремонту ложатся на собственников здания. В многоквартирных жилых домах такими собственниками являются все жильцы дома (в том числе и те, которые проживают на первом этаже), которые вносят ежемесячно фиксированные денежные средства на обеспечение функционирования лифта. Когда срок эксплуатации лифта подходит к концу, то в том числе из этих средств будет осуществлена его замена на новую модель.